Вероятность риска в бизнесе – вот тот подводный камень, о который разбиваются надежды почти половины начинающих предпринимателей. Лучше учесть все на стадии составления бизнес-плана.

Какие риски бывают?
Систематические риски. Разберем их:
1. Политические, нестабильность в политике. А следствие – социально-экономические изменения, почти всегда негативные.
2. Природные и экологические. Один из самых показательных примеров из низ: Чернобыльская авария, похоронившая экономику целого региона.
3. Правовые. Это в тех случаях, когда несовершенство законодательства может обернуться крахом начинающемуся делу.
4. Экономические. Зачастую они являются следствием политических, но можно выделить их отдельно. Это постоянно меняющийся курс валют, периодически меняющиеся акты государства в области налогообложения, а так же в экспортно-импортной сфере.

Несистематические риски.
Они не глобального масштаба, но учитывать приходится:
1. Финансовые. К ним относятся недостаточное изучение рынка, усиление конкуренции, снижение спроса. Итог же – падение спроса, вынужденное снижение цен, а также недополучение прибыли.
2. Технологические. Связаны с особенностями технологических процессов: надежность оборудования, возможность своевременного сервисного обслуживания, налаженные бесперебойные связи с поставщиками.
3. Административные. Лучше было бы отнести их к правовым, потому что причины как раз кроются в самом существе бумажной волокиты бюрократического аппарата.
4. Недостаточная ликвидность, как разновидность финансового фактора. Превышение бюджета проекта (весьма распространенная ошибка, очень наглядно – подготовка Олимпиады в Сочи, бюджет превышен в 4 с лишним раза). Также сюда можно отнести несогласованность финансирования и инвестирования. Следствие всего этого – затягивание сроков исполнения, а когда упущено время, то упущена и выгода.
5. Риск нехватки средства. Вытекает из недостаточной ликвидности, а так же несогласованности графиков погашения. Очень сильно зависит от экономического риска.

Отдельно рассмотрим риск самого проекта. Он устраним при тщательной разработке «на бумаге». Кроме того необходимы изучение рынка и обоснование необходимости выпуска данного товара или услуг, плюс определение вероятных будущих конкурентов и наполненность рынка. Оценка своих финансовых возможностей и вероятность привлечения сторонних средств – тоже важные факторы. А еще важны трезвый подбор персонала и наличие свободной рабочей силы в регионе. Неплохо изучить и состояние дел в мировой экономики и ее тенденции, почитать советы экспертов и долгосрочный прогноз.

И только учтя все перечисленное, можно быть хоть сколько-то спокойным за начатое дело.

Облицовка топки Каминной